Два взгляда на одну аварию

"МК в Украине"
В.Гуцуленко

"Наша Газета"
Виктория КЛЕР

"Берегись автомобиля,
даже самого безопасного"

"В УКРАИНЕ ТАК МОЖНО?"

  Береженого,как известно, Бог бережет. Именно этим принципом руководствовался два года назад симферопольский бизнесмен Сергей Коваленко, выбирая себе четырехколесного друга - благо, у него была такая возможность.
  По опыту зная нашу низкую культуру вождения и ставшее притчей во языцех качество отечественных дорог, он остановил свой выбор на "самом безопасном автомобиле в мире" (так, во всяком случае, гласила реклама) - Volvo C70 Coupe. Тогда выпуск этой модели только начинался и она еще не успела поступить на украинский рынок. Сергей сделал спецальный заказ через официального дилера фирмы Volvo в Украине - автомобильную компанию "Викинг Моторз", и 17 марта 1998 года стал первым в нашей стране владельцем такого автомобиля, обошедшегося ему более чем в 60 тысяч долларов.Первым, но, увы, несчастливым. Всего через три месяца после покупки ему довелось на себе испытать хваленое шведское качество.
   В субботу, 20 июня около полуночи Коваленко ехал по одному из своих обычных маршрутов неподалеку от Симферополя. Только что прошел дождь. Вдруг прямо перед капотом на дорогу выскочила большая собака. Скорость была приличная, и, чтобы уйти от столкновения,Сергей резко дернул руль влево, дорога была очень скользкой из-за дождя, машину занесло и выбросило в кювет.Позже, в ходе автодорожной экспертизы, действия водителя в данной ситуации будут признаны правильными...
  Однако дальше события вышли из-под контроля.После стремительного лобового удара в дерево машина перевернулась на крышу и отлетела еще метров на двадцать.Сергей Коваленко получил серьезную черепно-мозговую травму с целым рядом осложнений, поломал ребра.Четыре месяца пролежал он в нейрохирургической реанимации и даже спустя полтора года вынужден продолжать лечение в реабилитационном центре.За это время он потерял почти все, что составляло смысл его жизни, - свое дело, семью, возможность заниматься тяжелой атлетикой, по которой был мастером спорта и даже входил в сборную СССР. Теперь, в свои 34 года, Сергей стал бессрочным инвалидом 2-й группы и получает от государства пенсию - 37 гривен.
  Казалось бы, о чем тут говорить? Обычное ДТП, да еще и с относительно счастливым исходом - живой ведь!Однако, думается, человек, сидящий за рулем самого безопасного автомобиля в мире, мог рассчитывать не только на ремень безопасности. Из четырех имевшихся в салоне "воздушных" подушек, которыми так гордится компания Volvo, при аварии не сработала ни одна.А ведь раскройся они как положено -и, может статься, не было бы у водителя таких серьезных травм.
   Как же так вышло? Ведь уже после приобретения машины Коваленко дважды - после 6 и 12 тысяч пробега - проходил техосмотр на сервисной станции "Викинг Моторз", и оба раза система компьютерного тестирования (на машинах такого класса повсюду стоят датчики, позволяющие моментально узнать о любой, даже самой пустяковой неполадке) ни разу не зафиксировала неисправности в столь важном элементе пассивной безопасности.Как и полагается в таких случаях, по факту аварии было заведено уголовное дело, назначена автотехническая экспертиза.Для ее проведения была необходима соответствующая техническая документация.Г-н Коваленко обратился к своему дилеру, компании "Викинг Моторз Украина", с просьбой предоставить данные об условиях срабатывания подушек безопасности, однако получил категорический отказ - вчерашнему клиенту заявили, что подобная информация конфиденциальна и разглашению не подлежит.Требуемые бумаги были полученылишь после того, как их официально затребовали следственные органы.Затем представители Коваленко предложили "Викинг Моторз", чтобы те направили в помощь экспертам своего специалиста, дабы совместными усилиями разобраться, почему же не сработали пресловутые подушки.И снова получили от ворот поворот.Лишь после обращения пострадавшего непосредственно к шведскому представительству Viking Motors,их украинские коллеги согласились продефектовать авто, то есть оценить его состояние и определить стоимость ремонта.Вердикт был суров:восстановить автомобиль обойдется дороже, чем купить новый Ни о замене машины, ни о материальной компенсации фирма и слышать не хотела.
  Полтора года Коваленко и его адвокаты "бомбили" "вольвовцев" письмами с просьбами и предложениями, стараясь решить конфликт мирным путем. За это время ни продавшая машину "Викинг-Моторз", ни их коллеги из Швеции, ни Volvo Car International - производитель легковых Volvo, ни новый хозяин концерна, которым с 1 марта 1999 года является компания Ford - никто не отреагировал должным образом на то, что случилось в Крыму Последней каплей стало недавнее поздравление с Рождеством Христовым и пожелание крепкого здоровья от "Викинг Моторз" Сергей Коваленко решил подать на компанию Volvo в суд
  - Я не собираюсь обвинять ни тех, кто выпустил эту машину, ни тех, кто продал мне ее, в том, что получил неисправную машину, хотя это было именно так - ведь система безопасности не сработала,- говорит Сергей - Но я намерен обвинить и тех, и других в том, что у них нет никакого интереса к произошедшему и никакой боли за то, что на их автомобиле, который они называют самым безопасным в мире, пострадал - и очень серьезно - человек.
  Многие мои друзья, среди которых немало юристов, услышав, что я затеял эту тяжбу, советовали мне не ввязываться в это "гиблое дело"."Все равно ничего не выйдет, только потеряешь нервы и деньги, - говорили они мне - Жив - и слава Богу " Однако,я не намерен сносить - слишком многого я лишился по их вине.За время, проведенное на больничной койке, я ознакомился со многими материалами и вполне отдаю себе отчет, с каким противником придется иметь дело в суде. Я намерен воевать, и воевать до конца.
   - В принципе, подобные неполадки случаются на автомобилях любых марок, - говорит адвокат Владимир Барабаш - Однако другие компании в таких случаях моментально реагируют, заменяют автомобили на новые и возмещают нанесенный ущерб, стремясь любой ценой не допустить огласки .
  Volvo же, очевидно, не опасается растерять свой престиж.И все же я не сомневаюсь, что, если бы нечто подобное произошло не в Украине, а в Западной Европе или Америке, они вели бы себя иначе. Перед тем, как прийти на новый рынок, любая крупная фирма проводит очень объемные маркетинговые исследования, в которых учитывается все, в том числе и общественно-политическая обстановка. Представители Volvo, и не только они, безусловно, знают, что мы не приучены отстаивать свои права, поэтому и позволяют себе так относиться к своим клиентам И единственная возможность изменить этот взгляд на нас - это бороться за свои права, за права потребителя и человека Меня очень радует, что в настоящее время владельцем марки Volvo является Ford, американская компания, с их принципами демократии и отношением к правам человека. Я уверен, что они займут ту позицию, которая позволит характеризовать их как цивилизованное общество по отношению к гражданину другой страны.
   Лишь совсем недавно Сергей Коваленко смог снова сесть за руль.Но поскольку он быстро утомляется, это пока только очень короткие поездки.Это иномарка, но не Volvo...
  20 июня 1998 года на трассе Каховка-Симферополь-Октябрьское-Садовое попал в аварию черный Вольво (гос номер -475-00 КР)
   Была дождливая ночь Возле населенного пункта Октябрьское на дорогу перед движущимся автомобилем выскочила крупная собака. Водитель, избегая столкновения, резко повернул машину влево. Автомобиль занесло. Потерявший управление "Вольво" на большой скорости влетел в кювет и столкнулся с деревом. В результате фронтального удара машина перевернулась на крышу При этом ни одна из четырех подушек безопасности не сработала. За рулем злополучной машины находился ее владелец - крымчанин Сергей Коваленко.Вследствие аварии он получил закрытую череп мозговую травму, также произошли переломы хрящевидных окончаний ребер и смещение грудной клетки. В 34 года Сергей стал инвалидом II группы и пенсионером.
   А начиналась трагедия так:
   В марте 98-го года Сергей Коваленко решил приобрести, как утверждала реклама, "один из самых безопасных автомобилей в мире".Им стала новейшая модель шведского концерна - "Volvo C70 Coupe". Авто было специально заказано в Швеции и продано клиенту, дилером фирмы - автомобильной компанией "Викинг моторз" стоимость новенькой иномарки - 60 тысяч долларов, согласитесь, хорошая плата за личный комфорт и безопасность Однако. последнего концерн "Вольво" своему украинскому заказчику обеспечить не смог. Громкий рекламный слоган "самой безопасной машины-в мире" оказался блефом.
   После аварии прокуратурой Крыма было возбуждено уголовное дело по факту дорожно транспортного происшествия (ст 215 УК) Украины.Экспертиза установила, что подушки безопасности не сработали из за технических неисправностей в системе приведения их в действие. При качественном же срабатывании этих средств безопасности Коваленко, скорее всего, отделался бы лишь легким испугом.
   И еще несколько фактов, которые дополнят картину:"Вольво" Сергея Коваленко был первым автомобилем шведского концерна, сертифицированным в Украине на соответствие техническим условиям и требованиям завода- изготовителя.
   Как позже выяснилось, не была лишь сертифицирована его система безопасности Подушки безопасности,именно, для этой модели являются базовыми,а не дополнительными После пробега пять, а затем десять тысяч километров,Коваленко ставил автомобиль на гарантийное техническое обслуживание в "Викинг моторз". И в первый,и во второй раз, проведя компьютерную диагностику, "специалисты" компании заверили Сергея, что машина полностью исправна.
   Вопрос на засыпку, как должен был после случившегося повести себя известный концерн "Вольво" и его украинские дилеры? Наверняка попытаться "замять" дело, и уж во всяком случае не доводить историю до суда и международного скандала. А к, пострадавшему клиенту проявить максимум участия и компенсировать (что было бы логично) стоимость неисправного автомобиля Вместо этого на протяжении полутора лет завод-изготовитель и продавец демонстрировали полнейшее равнодушие к судьбе своего заказчика. На просьбы адвокатов Коваленко (юридическая фирма "Фортис") прислать технического эксперта (для его участия в экспертизе в рамках уголовного дела) "Викинг-моторз" дважды отвечали отказом. Таким же образом компания среагировала на просьбу об ознакомлении с технической документацией на средства безопасности, сославшись на конфиденциальность данной информации.
   Шведские представители фирмы "Вольво" также не реагировали на, письма адвокатов Коваленко.И все же, почему "Вольво" ведет себя так, как будто ничего не произошло?
   Неужели репутация фирмы международного уровня и доброе имя не стоят того, чтобы возместить пострадавшему чело веку материальный и моральный ущерб7 Известно, что за подобные аварии на Западе владельцы автомобилей получали компенсации в десятки, а то и сотни миллионов долларов.
   И сегодня для многих промышленных монстров, таких как "Вол